А.Н.Энгельгардт.
Письма из деревни (1872-1887 гг.)
– Сегодня, А.Н., суд в деревне был. 36
– По какому случаю?
– Василий вчера Ефёрову жену Хворосью избил чуть не до
смерти.
– За что?
– Да за Петра. Мужики в деревне давно уже замечают, что Петр
(Петр, крестьянин из чужой деревни, работает у нас на мельнице)
за Хворосьей ходит. Хотели все подловить, да не удавалось, а
сегодня поймали. (Мужики смотрят за бабами своей деревни, чтобы
не баловались с чужими ребятами; со своими однодеревенцами ничего
– это дело мужа, а с чужими – не смей.) А все Иван. Заметили в
обед, что Петра в кабаке нет и Хворосьи нет. Догадались, что
должно быть у Мореича в избе – того дома нет, одна старуха.
Нагрянули всем миром к Мореичу. Заперто. Постучали – старуха
отперла, Хворосья у ней сидит, а больше никого. Однако Иван
нашел. Из-под лавки Петра вытащил. Обсмеяли.
– Что же муж, Ефёр?
– Ничего. Ефёра Петр водкой поит. А вот Василий взбеленился.
– Да Василью-то что?
– Как что? Да ведь он давно с Хворосьей живет, а она теперь
Петра прихватила. Под вечер Василий подкараулил Хворосью, как та
по воду пошла, выскочил из-за угла с поленом, да и ну ее возить;
уж он ее бил, бил, смертным боем бил. Если бы бабы не услыхали,
до смерти убил бы. Замертво домой принесли, почернела даже вся.
Теперь на печке лежит, повернуться не может.
– Чем же кончилось?
– Сегодня мир собирался к Ефёру. Судили. Присудили, чтобы
Василий Ефёру десять рублей заплатил, работницу к Ефёру поставил,
пока Хворосья оправится, а миру за суд полведра водки. При мне и
водку выпили.
– А что ж Хворосья?
– Ничего, на печке лежит, охает. Еще Листара побили. Листар,
выпивши, над Кузей куражиться стал. Панас ему и говорит: что ты
куражишься? Листар и похвались: отчего мне не куражиться, – я ни
царю, ни пану не виноват. А! говорит Панас, так ты с меня панские
деньги взыскивать хочешь! Бац его в рыло. Кузя тут ввязался,
Ефёр, Михалка – все на Листара навалились; уж они его били, били,
– а Михалка все приговаривает: не ходи к чужой жене, не ходи – в
кровь избили. Я им говорю: что это вы, ребята, все на одного. Так
ему, говорят, и надо: мы знаем, говорят, за что бьем.
www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/01.htm
Народ-богоносец б/п
Gorvin
| вторник, 18 мая 2010