Запустил кампанию Селевкидов на высших уровнях сложности и с максимальным размером юнитов. Обнаружил два отличия: во-первых, столкнулся с нехваткой людских ресурсов: я близоруко устроил экстерминатус Сидону и Ершалаиму после их захвата. Теперь вынужден выбирать народишко в родных провинциях: при той численности населения, что есть, соединение в 240 человек съедает любой прирост населения. Так что побеждать приходится исключительно умением, максимально используя стрелков и кавалерийские удары в тыл. Смягчаю проблему населения обращением в рабство населения захваченных городов, а также строительством ферм, храмов Асклепия и канализации.



Посмотрел как-то на стратегическую карту, проверил численность населения в своих городах, припомнил пару особенно живописных сражений и подумал: а на фига люди вообще воюют? Нет, чтобы жить дружно, как кот Леопольд - нет, лишь бы подраться и кого-нибудь ограбить! Вот и имеем войну от Каспийского моря до Красного, горы трупов в ставших историческими пустошах, толпы рабов, выжженные деревни и налогоплательщиков, жрущих чужой хлеб вместо того, чтобы работать. Геть Буша фараона!



Во-вторых, у врагов прибавилось наступательного духа. Впрочем, так они (особенно египтяне) подставляются под удары по частям. А уж героических побед у меня... 5 штук учтённых и пара не учтённых на карте.



С другой стороны, неожиданно активными оказались армяне: они собрали несколько больших армий и даже на короткое время отняли у меня Хатру. Я послал против них вполне приличное войско и осадил Хатру. Отряд был небольшим (соотношение сил 1:2 в пользу армян), но я рассчитывал на то, что враги станут вылезать из ворот по частям и их можно будет так разбить. Рассчёт оправдался частично: я нехило проредил их пехотинцев, но подставил лучников под удар кавалерии и остался без средства против конных стрелков. Итог: Погибли 2 отряда пикинёров-фалангистов, отряд лучников, член семьи и куча лёгких пехотинцев. Выжившие разбежались на хрен.



Впрочем, я за них отомстил, отобрав Хатру с помощью большой, но слабо вооружённой армии, проходившей как раз в тех местах. Потом эти же ребята разбили крупную банду и (в течение хода армян) объяснили ещё одной армянской армии, что их место - на рынке, а не на войне (героическая победа, армянский член семьи погиб). Занял позицию на переправе через реку на армянской территории (позиция идеальная, т.к. обойти переправу нельзя) и жду, когда же они соберут ещё войско. Будет МЯСО!



В-третьих, я наконец-то открыл для себя способ направлять гоплитов так, чтобы они не ломали стену копий и не подставляли фланги: надо выделить всех сразу или по нескольку соседних фаланг и направить по воображаемой линии, проходящей через общий центр их построения, в точку, расположенную за линией противника. Преимущества способа: так они не должны приподнимать копья в непосредственной близости от противника (что даёт тому шанс пробиться под линию копий и вовлечь копейщиков в битву на мечах, где они совсем не рулят). Кроме того, так они продолжают движение, когда опрокидывают противостоящих им солдат. Недостаток: если они сталкиваются с различным по силе сопротивлением, то победившие первыми продолжат движение независимо от положения остальных.



Ещё тактика: если гоплиты противника пытаются отступить организованно (обычно после гибели генерала) и отходят в стандартном построении, полезно атаковать их кавалерией, выстроенной клином: потери обычно 1-5 человек, а гоплиты быстро теряют боевой дух и начинают разбегаться.



Слоны рулят: они замечательно разгоняют лёгкую пехоту (если есть и лёгкая конница, тактическое решение очевидно...), а также неплохоо уничтожают тяжёлую кавалерию (генералы, катафракты).



Перефразируя Воланда, греческий генерал не просто смертен, а внезапно смертен. Это всё потому, что греческим гвардейцам не дают щита, и они не могут долго держаться, если подвергнутся атаке.



На данный момент я захватил большую часть БВ (Иран, Финикия, Палестина, Набатея, Синай), а у египтян остался только собственно Египет. Что делать с египетскими городами? Неплохо бы пополнить население моих владений, так что есть смысл продать египтян в рабство. С другой стороны, их города очень большие и даже после порабощения там останется 9-10 тысяч населения, так что контроль будет затруднителен, а окончательный захват Египта сильно замедлится. Экстерминатус позволит пополнить казну и облегчит контроль, но зато останутся демографические проблемы. Жду предложений от коллег-стратегов.