Подумал: абсолютно все компьютерные стратегии, даже лучшие (вроде нежно любимой серии Тotal War) сконструированы так, чтобы дать преимущество наглому, упорному агрессору.

Во-первых, в большей части стратегий не надо заботиться о снабжении вообще или оно упрощено до предела. В реале возможности агрессора очень часто ограничивались возможностью переправить в нужное место и содержать там группировку войск (пример последнего - Эль-Аламейн). А в Rome: Total War вы спокойно собираете кучу войск и отправляете штурмовать какую-нибудь Сиву в глубине пустыни или Крит через пол-Средиземного моря на одном корабле (даже если считать, что корабль означает эскадру, такая экспедиция была бы очень затруднительна и требовала бы долгой, дорогостоящей, легко раскрываемой подготовки).



Во-вторых, очень удобно упрощена взаимосвязь войны и внутренней политики. Государственное устройство всех фракций - абсолютная монархия (к ней сводится). Подданные никак не реагируют на победы или поражения непосредственно, они влияют только на боевые качества и влиятельность полководцев. Уровень налогов или национальность правителя не влияют на качества войск.

Допустим, вы захватили Спарту и имеете там храм Ники с апгрейдом +2 по боевому опыту. Набираете там принцИпов/македонских фалангистов/избранных мечников - и вперёд! В реале, а) уровень подготовки у местных был бы весьма низким, т.к. отсутствовала бы традиция подготовки на ваших принципах (вспомните трудности восточных армий при начале подготовки армий по-европейски в XVIII - XIX вв.). б), боевой дух был бы на нуле (вспомните РОА, царандой, "иракскую армию" после оккупации). в), в ряды наверняка набьётся куча народу, желающего получить оружие, тренировку и обратить её против вас. Поэтому в легионеры брали только римских граждан, а неграждан - только в ауксилии.



Также представьте себе такую картинку. Готовясь к войне, вы поднимаете налоги до максимума. Трудящиеся начинают жить ощутимо хуже - значит, -1 боевой дух у большинства пехотинцев и лёгкой кавалерии (это я предполагаю, что народ у вас терпеливый). Состоялась большая битва с участием большого числа уроженцев конкретного города (допустим, у вас все фалангисты из Синопа). Вы проиграли, фалангистов вырезали подчистую. Реакция жителей (и потенциальных рекрутов, а также оставшихся солдат) вполне предсказуема: убивают много, а отдачи 0. -1 боевой дух. Вы повторяете поход, идёте по пустыне где-то на БВ (Синоп - на южном берегу Чёрного моря, климат жаркий, но не пустынный). Нестерпимая жара, сушняк, тепловые удары, верблюды плюются, когда же этот фаллосов поход кончится? -1 боевой дух. А ваш генерал - Drillmaster (-2 morale). Встречаете противника, он занял самый высокий бархан. Новички знают от бывалых солдат, что штурмовать вверх по склону тяжело, а предыдущее поражение не настраивает на оптимистический лад. -1 боевой дух. Итого -6 боевой дух. Да они у вас должны разбежаться, как только запахнет жареным (а непременно запахнет, если у армия врага не состоит из восточных пехотинцев)! Но не разбегаются, и в этом преимущества игры перед низким реалом.



Но и это ещё не всё! Стоимость создания и обучения войск - небольшая (300-500 денариев за создание, 170-250 за содержание в среднем на 2-3м уровне). Если учесть, что полугодовая прибыль может составлять 2-3 тысячи на начальном этапе, а в дальнейшем - увеличиться до 10-15 тыс., то набор и содержание крупной армии - не проблема.



К тому же, при наборе не учитывается социальный состав и традиции конкретной местности. Типы используемых войск определялись экономикой и социальной структурой конкретной местности и геополитикой её правителей. Поэтому, например, в Южной Элладе не было условий для широкомасштабного коневодства, а значит, и тяжёлой кавалерии не было . Допустим, играя за Карфаген, вы захватили Спарту и обнаружили там конюшню 2-го уровня. Вы можете там набрать длиннощитных всадников, хотя жители Лакедемона просто-напросто не имели тяжёлой кавалерии, а значит, у вас нет источника рекрутов. А за полгода хорошего тяжёлого всадника не подготовишь с нуля. Ну, и т.д. Итог: вы в состоянии иметь сбалансированную армию и вести наступление на нескольких фронтах одновременно.



Продолжение следует...