Павел Гусев — бессменный главред «МК» уже 24 года. Он давно не просто издатель одной из самых массовых и успешных в России федеральных газет. Он крупный общественный деятель, чья степень влияния простирается не только на рынок печатных изданий. Возглавляя Комиссию по информационной политике и свободе слова Общественной палаты, защищает от посягательств Закон о СМИ, который считает самым лучшим в мире. Гусев умеет держать удар. Его комиссия отклоняет многочисленные поправки депутатов, пытающихся заткнуть рот журналистам. А его газета остается одним из немногих российских изданий, которое отстояло свою независимость, не продавшись олигархам.

«У нас не Зимбабве!»

— Ваша комиссия часто получает сигналы о том, что свобода слова в России в опасности?

— Да, у нас есть проблемы. Но, когда мне показывают западные исследования, где в рейтинге свободы слова Россия стоит на 150-м месте рядом с Зимбабве, Северной Кореей и Кубой, я говорю: «Это полная чушь!» Потому что существует «Эхо Москвы», «Коммерсант», «Московский Комсомолец», «Рен-ТВ»… У нас, в отличие от Зимбабве, нормальная страна. Хотя в некоторых регионах абсолютизм губернаторов в отношении СМИ доходит до полного беспредела. Сейчас от лица Общественной палаты мы даже готовим несколько запросов в Генеральную прокуратуру.

— От кого сегодня зависят СМИ?

— От власти. Но если телеканалы, став государственными, по понедельникам в Кремле получают инструкции, что и как показывать в течение недели, то с печатными изданиями власть себя ведет по-другому — хитрее. Сегодня практически все федеральные СМИ в основном принадлежат крупным финансовым структурам или крупным холдингам. Главные редакторы ведущих изданий — мои друзья. И я знаю, что ни одному из них не бывает звонков из Кремля с окриком «Что вы себе позволяете?!» Но зато собственники-олигархи — муштруют редакторов, головы им отрывают, могут с работы выкинуть. Не нужно из Кремля звонить редактору, достаточно позвонить олигарху. И никто не будет знать, что окрик поступил из Кремля. А что делают губернаторы? Приглашают на небольшое совещание нескольких редакторов независимых газет и объявляют: «Друзья! У нас есть грант — пять миллионов рублей. Писать нужно о детских домах. Кто хочет?» Независимые редакторы тянут вверх дрожащие ладошки: «Мы хотим!» И они эти деньги получают. Привыкают к финансовой поддержке, но, когда через год снова приходят за таким же грантом, им говорят: «А чего это вы в таком-то номере позволили себе написать про мэра и правительство?» Редактор клянется, что больше не будет. И с этим условием опять получает свой грант «на детство». Гнилостность и поганость этой ситуации в том, что многие СМИ не могут отказаться от этих пяти миллионов рублей. Редакторы готовы не писать о мэре плохо, но получать гранты, за счет которых их газеты смогут жить.

читать дальше