Просматривал дайрик и решил вынести в отдельный пост.

Описанный в исходном посте труд доказывает, в частности, что философия определённого рода в своём развитии ведёт к признанию бытия божия. Как именно этого бога затем представлять, подсказывает местная культура. Кроме того, есть такое явление как "пространство идей", спектр идеологий и философских направлений, присутствующих в общественном сознании. Можно располагать их по горизонтальной оси "лево-право", более точным будет, конечно, представление по двум осям (свобода и равенство) или даже по трём (такое представление мне не известно). В этом спектре идей присутствует и диалектический материализм, считающийся "левой" идеологией. И если он уступает позиции, освободившееся место занимают более "правые" взгляды.
Термины "левый" и "правый" я беру в кавычки, т.к. в современном мире они слишком нечётки. Левыми можно считать тех, кто стремится к сокращению социального расслоения и созданию принципиально новых форм организации общества, а правыми - тех, кто стремится увеличить социальное расслоение и сохранить существующие формы общественной организации.
Так вот, идеи, занявшие оставленное диалектическим материализмом место, провозглашаются его преемниками, новой прогрессивной идеологией. А это значит, что идеи, которые были "правее" них, занимают оставленное ими место в дискурсе. И т.д. В результате довольно быстро очень "правые" взгляды типа креационизма попадают в мейнстрим.
А церковь (в общем смысле слова) имхо относится к реакционерам как чаща к лесу.