Действительно, сколько и я мог заметить, у
баб индивидуализм
развит еще более, чем у мужиков, бабы еще эгоистичнее, еще менее
способны к общему делу - если это дело не общая ругань против
кого-либо, - менее гуманны, более бессердечны. Мужик, в
особенности если он вне дома, вне влияния баб, еще может делать
что-нибудь сообща; он не так считается в общей работе, менее
эгоистичен, более способен радеть к общей пользе двора, артели,
мира, жить сообща, а главное - мужик не дребезжит, не разводит
звяк, не точит. Мужик надеется на свой ум, на свою силу,
способность к работе.
Баба не надеется ни на ум, ни на силу, ни
на способность к работе, баба все упование свое кладет на свою
красоту, на свою женственность, и если раз ей удалось испытать
свою красоту - конец тогда. Чморят мужиков и дадут кому угодно за малую мзду Я положительно заметил, что те деревни, где властвуют бабы,
где бабы взяли верх над. мужчинами, живут беднее, хуже работают,
не так хорошо ведут хозяйство, как те, где верх держат мужчины. В
таких бабьих деревнях мужчины более идеалисты, менее кулаки и
скорее подчиняются кулаку-однодеревенцу, который осилил, забрал в
руки баб. Точно так же и в отдельных дворах, где бабы взяли верх
над мужчинами, нет такого единодушия, такого порядка в хозяйстве,
такой спорости в работе. Впрочем, нужно заметить, что если в
какой-нибудь деревне, в одном-двух дворах, бабы взяли верх, то
это распространяется на все дворы в деревне. А если раз бабы в
деревне держат верх, то и каждая вновь поступающая вследствие
замужества в деревню сейчас же попадает в общий тон. Удивительный
в этом отношении происходит подбор; где бабы держат верх, там,
разумеется, бабы молодцы - редкая не пронесет осьмину ржи, -
сильные, здоровые, отличные, в смысле уменья все сделать;
работницы, отличные игрицы; где мужчины держат верх, там бабы
поплоше, забитые, некрасивые, изморенные. Выходя замуж, девка
смотрит, в какую деревню идти: молодица идет в первую деревню,
поплоше - идет во вторую, потому что в первой бабы забьют. И бабы
тоже смотрят, кто к ним идет, и пришедшую обрабатывают по-своему.
Большую способность мужчин к общему делу можно объяснить 273
тем, что мужчины более свободны, более развиты, более видели
свет, более жили в артелях, прониклись артельным духом,
сделались, как выражаются мужики, артельными людьми, то есть
людьми более гуманными, способными сдерживать свои эгоистические
инстинкты, уступать другим, уступать общему духу, общим
потребностям, общему благу.
Но зато у баб гораздо более инициативы, чем у мужчин. Бабы
скорее берутся за всякое новое дело, если только это дело им,
бабам, лично выгодно. Бабы как-то более жадны в деньгах, мелочно
жадны, без всякого расчета на будущее, лишь бы только сейчас
заполучить побольше денег. Деньгами с бабами гораздо скорее все
сделаешь, чем с мужчинами. Кулакам это на руку, и они всегда
стремятся зануздать баб, и раз это сделано - двор или деревня в
руках деревенского кулака, который тогда уже всем вертит и
крутит. У мужика есть известные правила, известные понятия о
чести своей деревни, поэтому он много не сделает, чтобы не
уронить достоинства деревни. У бабы же на первом плане - деньги.
За деньги баба продаст любую девку в деревне, сестру, даже и
дочь, о самой же и говорить нечего. "Это не мыло, не смылится",
"это не лужа, останется и мужу", рассуждает баба. А мужик,
настоящий мужик, не развращенный подлаживанием барам, не
состоящий под командой у бабы, ни за что не продаст. А проданная
раз девка продаст, лучше сказать, подведет, даже даром, всех
девок из деревни для того, чтобы всех поровнять. Охотники до
деревенской клубнички очень хорошо это знают и всегда этим
пользуются. Нравы деревенских баб и девок до невероятности
просты: деньги, какой-нибудь платок, при известных
обстоятельствах, лишь бы только никто не знал, лишь бы
шито-крыто, делают все. Да и сами посудите: поденщина на своих
харчах от 15 до 20 копеек, за мятье пуда льна 30 копеек - лен
мнут ночью и за ночь только лучшая баба наминает пуд, - за день
молотьбы 20 копеек. Что же значит для наезжающего из Петербурга
господина какая-нибудь пятерка, даже четвертной, даже сотенный
билет в редких случаях. Посудите сами! Сотенный билет за то, что
"не смылится", и 15 копеек - за поденщину. Поставленные в такие
условия, многие ли чиновницы устоят? Что же касается настоящего
чувства, любви, то и баба не только ни в чем не уступит
чиновнице, но даже превзойдет ее. Я думаю, что тот, кто не знает,
как может любить деревенская баба, готовая всем жертвовать для
любимого человека, тот вообще не знает, как может любить женщина.