понедельник, 01 ноября 2010
Это не сам Власов, не Жуков и не Сталин. Всё проще и страшнее. Виноват снабженец.
2-я ударная плохо стоялаИтак, после неудачи зимне-весенней Любаньской операции на Волховском направлении войскам 2-й ударной армии, находившейся в тот период под командованием генерал-лейтенанта А.А. Власова, были поставлены оборонительные задачи. К началу мая 1942 года ее позиции вдавались в немецкое расположение на северо-запад, однако соединялись с основной массой советских войск лишь узким (3 км) коридором в районе Мясной Бор - Любцы, подвергавшимся постоянным артиллерийским обстрелам и авиаударам противника (см. карту). В результате не обеспечивалось ни снабжение, ни пополнение 2-й ударной армии. Не хватало патронов и особенно артиллерийских снарядов; к началу мая войска 2-й ударной армии были переведены на сокращенную норму питания. и ее стали отводить, но всё пошло не по плануВ этих условиях командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант М.С. Хозин разработал два варианта действий. Первый предполагал удар по 61-й пехотной дивизии вермахта, позиции которой глубоко вдавались в советское расположение, с востока при сковывающих действиях 2-й ударной армии в направлении на север и на юг. При этом предполагалось частичное отступление с отвоеванных зимой позиций примерно по линии "Основной рубеж" на карте. Второй предполагал уступку противнику большей части отвоеванной территории, концентрацию сил 2-й ударной армии к западу от выступа и концентрический удар по нему с двух сторон.
Первый вариант не был поддержан Ставкой; было приказано отвести 2-ю ударную армию из занимаемого ею района и нанести удар в направлении Приютино, Спасская Полисть с запада при одновременном наступлении 59-й армии с востока, а затем занять оборону на захваченных позициях.
Тем не менее, Хозин переубедил Сталина принять план поэтапного отвода войск, близкий к первоначальному. Отвод был намечен на 23-е мая, но из-за немецких атак 20 и 22 мая (отраженных без особых последствий) был перенесен на 24-е и поначалу проходил достаточно планомерно. Тем не менее немцы усилили давление на отходящие войска и в итоге отрезали 2-ю ударную армию от основных советских сил к 29 мая. Попытки прорыва окружения 29 — 31 мая были безуспешны. и тут на сцену первый раз появляется предательПоложение осложнилось предательством. 2-го июня на сторону противника перешел помощник начальника 8-го отдела штаба 2-й ударной армии техник-интендант 2-го ранга С.И. Малюк. Он передал врагу шифрованные документы, которые содержали сведения о плане отхода войск армии, их боевых возможностях и расположении. Таким образом, немцы располагали точными сведениями о противнике и могли планировать свои операции на основании точной информации, а не обрывков сведений и догадок. войска отходили, хотя и с проблемамиСледующая попытка прорыва окружения ударом с востока и запада состоялась 5 мая и была неудачной. Генерал-лейтенант Хозин был отстранен от командования, а из состава Ленинградского фронта выделен Волховский фронт под командованием генерала армии Мерецкова. Следующее советское наступление состоялось 10 июня и продолжалось до 21 июня. Войска 2-й ударной армии пробивались на восток, одновременно отступая с занятых ранее позиций на западе под ударами немцев. В итоге удалось пробить узкий (до 400 метров) коридор в районе северо-западнее Мясного Бора и начался спешный вывод подразделений 2-й ударной армии.
Армия была сосредоточена на небольшом пятачке в районе реки Кересть и находилась под постоянным обстрелом немецкой артиллерии. Вдобавок немецкие автоматчики атаковали тылы 2-й ударной армии, портили телефонную связь и нарушали управление войсками.
23 июня начался отход на последний промежуточный рубеж на реке Глушица. Отход был неорганизованным: генерал-майор Алферьев, командующий западной группировкой ее войск, утратил управление войсками, а штаб армии не имел связи ни с ним, ни со штабом фронта. В итоге началось паническое бегство некоторых частей, которое было частично пресечено действиями Алферьева при помощи заградительных отрядов, но не было полностью остановлено; некоторые бойцы самовольно уходил на восток к реке Полисть. В некоторых случаях немцам удавалось опережать советские части и выходить на восток раньше, чем штабы советских частей, которые должны были организовывать оборону. под конец пришёл песецТем не менее, Власову, по-видимому, до конца 23 июня удалось навести некоторый порядок и выгнать немцев из коридора, который удалось расширить до 1 км с запада и 1,5 км с востока. В узкой части коридора по реке Полисть был выставлен отборный отряд с 5 танками для прикрытия эвакуации. К исходу дня было эвакуировано около 6400 раненых и 930 здоровых бойцов и командиров.
Войска перегруппировывались для отхода, готовили артиллерию к перевозке по узкоколейке и автотранспортом (снарядов для нее не было) и собирали сброшенные с воздуха патроны, еду и ГСМ. Тем временем немцы перекрыли освобожденный ранее коридор, однако 24 июня атаками с востока под прикрытием артиллерийского огня удалось снова пробить коридор шириной до 1100 метров, в который и устремились окруженные было войска. Ширина коридора постепенно сужалась под ударами наземных войск и авиации фашистов, а к концу дня он был снова перекрыт, но части 59-й армии, используя танки, сумели к вечеру 24 июня пробить коридор еще раз... но всего 250 метров шириной. К окруженным прорвалась 29-я танковая бригада, а ей навстречу пробивались ударные группы 46-й и 282-й стрелковых дивизий. Западная группировка 2-й ударной армии была к тому времени уничтожена.
В этих условиях генерал-лейтенант Власов отдал приказ о порядке выхода из окружения штаба армии. Начсостав штаба был разделен на три группы и следовал совместно со штабами соединений вторых эшелонов восточной группы армии. Военный совет армии (включая самого Власова), сопровождаемый ротой Особого отдела и ротой охраны, следовал самостоятельно. Обратите внимание, что себе он обеспечил лучшую охрану, а остальной штаб лишь вывел с линии огня. Утром 25 июня была предпринята попытка атаки на немецкие позиции, но она была отражена ураганным артиллерийским огнём фашистов, управление войсками было окончательно потеряно и 2-я ударная армия перестала существовать как организованная военная сила.
В середине дня Военный совет (т.е. фактически Власов) принял решение разбить оставшиеся части на небольшие группы и так выходить из окружения. Дальнейшая судьба большей части членов Военного совета точно неизвестна. Общие потери 59-й, 52-й и 2-й ударной армий , соединений и частей фронтового подчинения за 13 мая - 10 июля 1942 года составили: безвозвратные - 54774 и санитарные - 39977 человек, в том числе 2-й ударной армии - 38848 и 7970 человек. Это свыше 91% ее состава на 30-е апреля 1942 года. и тут Власов предал РодинуЧто до Власова, то, судя по всему, он был перепуган случившимся и надломлен психологически, а следовательно, не руководил ничем. Некоторые исследователи связывают это состояние с боем на КП 382-й стрелковой дивизии, но эти сведения основаны только на показаниях начальника связи армии генерала Афанасьева (позже вывезенного самолётом в тыл) и не заслуживают 100% доверия. В любом случае, вряд ли можно установить конкретный момент, когда он окончательно сломался и решил сдаться немцам.
Итак, Военный совет разделился на мелкие группы и так пытался выйти к своим. Точно не известно, где блуждал Власов и что думал обо всём случившемся. Конец его попыток выйти из окружения известен из воспоминаний очевидцев.
Власов и медсестра, она же по совместительству шеф-повар Военного Совета армии, М.И. Воронова, около 3 недель бродили по окрестным лесам, а 12 июля вышли в деревню Туховежи и были арестованы полицаями. Утром староста деревни В.В. Васильев утром сдал их немецкому патрулю. По словам его дочери, Власов, заметив проезжавший через деревню немецкий автомобиль, остановил его и о чём-то заговорил с пассажирами машины. 15 июля его доставили в поселок Сиверская в штаб группы армий "Север". Так он встал на путь, в итоге приведший его в петлю. А теперь внимание, вопрос:
УПД: по итогам голосования выяснилось, что среди его участников скрываются один антисталинист и два женоненавистника, побоявшихся публично высказать свои взгляды. Выходите, не бойтесь: я добрый и бить не буду
Вопрос: Кто виноват в поражении больше всего?
1. Хозин: предложил плохой план |
|
5 |
(26.32%) |
2. Сталин: принял плохой план, и вообще он всегда во всём виноват |
|
2 |
(10.53%) |
3. Власов: не разбил немцев, а потом - не застрелился |
|
5 |
(26.32%) |
4. С.И. Малюк: слил немцам всю инфу |
|
3 |
(15.79%) |
5. М.И. Воронова: всё зло - от баб |
|
4 |
(21.05%) |
6. Свой вариант |
|
0 |
(0%) |
|
|
|
Всего: |
19 |
@темы:
История,
Креатив