Тролль, лжец, ёбарь-террорист
Помните понтийцев? Этих чудаков, которые захватывали всю Малую Азию, атаковали ваши стройные ряды волнами таких мягких, смертных восточных пехотинцев и обеспечивали вашему войску быстрый набор ХР, а сами быстро отходили в историю? Так вот, они тоже вполне способны выигрывать! У кого угодно!



Меня вдохновляли слова Адгемара Кагетского, что возможно собрать величие страны из кусочков. Понт - полугреческая-полувосточная культура, использующая высшие достижения обеих цивилизаций. Кроме того, Понту предстоит собрать империю из множества разнообразных территорий. Адгемару не повезло: он перешёл дорогу лучшему полководцу своего мира, но я был более удачлив и выигрываю.



Преимущества Понта: географическое положение - есть выход к морю, страна защищена реками от атаки с востока (минимум переправ), есть независимые провинции по соседству, соседние державы слабы на момент начала игры. Возможно получить большие прибыли, раскрутив морскую торговлю. Древо юнитов позволяет создавать мощные и гибкие вооружённые силы на более позднем этапе.



Слабости Понта: всего две провинции на начало игры; низкие темпы роста населения; невозможность апгрейдить дороги; слабые юниты на начальном этапе.



Последнее особенно печально: вы располагаете восточной пехотой, пельтастами и лёгкой кавалерией, которые не способны одолеть греческие, римские или варварские войска в лобовом столкновении. Поэтому если вы будете полагаться на "родные" войска, то будете нести непропорционально большие потери даже при победе. Восполнение потерь будет отнимать население, а это замедлит рост городов и переход к более боеспособным юнитам.



Частичное решение этой проблемы - создание армии из наёмников. Набирайте всех гоплитов и критских лучников, каких найдёте. Пращники - в умеренном количестве, т.к. они неэффективны при штурмах деревянных стен, а значит, мало полезны при осадах, которых будет много. Варвары (пешие и конные), а также пельтасты - воздержитесь, ибо польза от них минимальна, а стоят прилично.

Кроме того, у вас на момент начала игры есть два юнита тяжёлой кавалерии (с дротиками). Они рулят, т.к. могут и потрепать фалангу, и сокрушить стрелков. Используйте осторожно, т.к. их можно будет возобновить не скоро.



Порядок завоеваний: сначала возьмите Никомедию. Ансиру - оставьте в покое: гарнизон там сильный, а доходность низкая и перспективы минимальные. Лучше захватите Пергам: гарнизон там умеренный, можно сразу построить порт и грести денарии. К тому же Греческие Города, владеющие им, страдают от территориальной разбросанности, ведут войну на 2-3 фронта и согласятся заплатить, только чтобы их оставили в покое. Максимально эксплуатируйте их.



Следующие на очереди - Сардис и Тарс. Сардис хорош выходом к морю (но не скоро, т.к. население оказывается выбранным в гарнизон) и наличием рудников (Селевкиды успевают их отстроить :tease3: ). Вы получаете полностью отстроенный и вполне прибыльный городок, требующий минимального гарнизона. Тарс имеет те же преимущества + выход в Переднюю Азию. Помню как брал Тарс: такого мочилова стрелами не было ДАВНО. Вовсю насладился экшеном, захватил город при соотношении сил 10:7. Победу обеспечили 4 подразделения лучников и 3 - наёмных гоплитов.



Рекомендую создать флот: для перевозки войск и защиты морской торговли, без которой вы быстро разоритесь.



Дипломатия: я заключил союз с Египтом, а с Армении содрал денег за торговые отношения, но промешкал с заключением союза (не подогнал вовремя дипломата). В итоге они объявили войну не Селевкидам, а мне (после падения Сардиса и Тарса), зато с Селевкидами заключили союз. Также я пробовал заключить союз со скифами (они заключили с армянами ещё до их войны со мной, а с Понтом - не захотели) и дакийцами (столь же неудачно). Заключил союз с Фракией - так их завоевали дакийцы и македонцы... Упс...



Тем временем греки захватили Галикарнасс (ранее независимый), а затем протянули загребущие руки к Сардису. Их отряд состоял в основном из пельтастов, небольшого количества критских лучников и гоплитов. Состоялась битва, выигранная благодаря наличию в моей армии короля, а также неспособности врага прикрыть стрелков. Королевские гвардейцы истребили их, а тем временем мои критские лучники ослабили фаланги греков. Битва была завершена атакой гоплитов в сочетании с обходным манёвром фракийских наёмников и восточной пехоты (довольно неудачным). Последовала серия сражений около Сардиса и Галикарнасса. В итоге гарнизон Галикарнасса был истреблён в поле, а город захвачен и оккупирован. Греки опять выложили немалые деньги за мир, а я построил в Галикарнассе виллу губернатора и порт и стал грести деньги... не лопатой, но хорошим, ёмким ковшом.



Тут египтяне, успевшие захватить Антиохию, предали меня и объявили войну, заблокировав порт Галикарнасса. Они были отбиты от порта. Пока я доставлял армию в Сирию, они успели потерять Антиохию, так что я отбил её уже у Селевкидов. Мне повезло: в городе был мой шпион, и я смог штурмовать город сразу. Т.к. взять город при таком раскладе на боевой карте нереально (ворота легко перекрываются), я доверил штурм АИ - и он выиграл! Селевкиды так и не оправились от этого удара. Их спасла только моя война с Египтом. Население я пустил под нож, соблазнившись добычей (тысяч 7 золотых). С Египтом я то воевал (все боевые действия проходили между Антиохией и Сидоном), то мирился на время и за деньги.



Совет игрокам против Египта: если вам предлагают протекторат - соглашайтесь в обмен на 10000 единовременно. Следующим ходом вас предадут, но деньги-то будут в кармане...



Я проявлял пассивность в Сирии, т.к. готовился разобраться с Арменией. Не то, чтобы армяне мне очень мешали (большая часть их армий отправлялась против Синопа и уничтожалась на переправе неподалёку), но следовало покончить с угрозой двум крупнейшим городам. К этому времени (250-е) я уже отстроил дворец губернатора, кавалерийскую конюшню и городскую казарму в Синопе, а следовательно, вовсю генерировал фалангистов и понтийскую тяжёлую кавалерию. Состоялся поход на север, в результате которого я отобрал у армян все провинции, кроме Атропатены. Я оставил им её для того, чтобы не тратиться на охрану границы с Персией. Потом я заключил союз с Арменией, чтобы иметь возможность отозвать часть войск.



Тут надо сказать об особенностях понтийских юнитов высоких уровней. Понтийские фалангисты вооружены по-македонски (длинная пика, кожаный панцирь, маленький кулачный щит), но насчитывают всего 80/160, а не 120/240 человек, и строятся в 5, а не 8 рядов. Впрочем, для расправы с восточной пехотой и кавалерией этого более чем достаточно. Бронзовые щиты - точная копия Королевских Пикинёров или Серебряных щитов македонской организации. Используются так же.



Понтийская тяжёлая кавалерия мечет дротики, имеет меч и щит, может использовать кантабрийский круг. Это полезно, если надо отвлечь вражеских стрелков. С другой стороны, они не могут строиться клином, а значит, использовать их для фронтальной атаки на мечников/топорщиков нежелательно, т.к. они не могут прорвать строй последних и несут потери в продолжительной рукопашной.



Боевые колесницы: узкоспециализированный юнит. 36 экипажей с одним возницей в каждом. Каждый возница тяжело бронирован, поэтому они слабо уязвимы для обстрела. Их слабости - общая для всех всадников уязвимость перед копьеносцами (любыми, даже самыми слабыми) и неспособность защитить себя при потере скорости. Чтобы выжить и победить, они должны постоянно быстро двигаться.



Поэтому их надо использовать следующим образом. Они хорошо справляются с воинами, не имеющими копий. Поэтому их идеальный противники - всякие варвары типа фракийских наёмников, фанатиков и т.п., а также египетские топорщики. Атаку можно проводить и снизу вверх, и сверху вниз, но необходимо делать это по ровной местности, не имеющей крупных камней или каких-либо деревьев: при обходе препятствий теряется скорость. АИ строит их в 2 ряда, но я рекомендую 3: почему-то так меньше потери.



Боевые колесницы должны действовать при поддержке лёгкой кавалерии: она может обстрелять противника, который обычно слабо защищён, и нанести ему существенные потери. Кроме того, у колесниц есть приятная особенность: они пугают пехоту. Поэтому если вы правильно атакуете пехотное соединение, оно довольно быстро обратится в бегство. Лёгкая кавалерия должна истреблять бегущих, иначе они вернутся. Генеральский юнит менее подвержен страху, поэтому его атака колесницами менее результативна. Также можно использовать против конников (любых, кого догоните).



Лучники на колесницах. 36 экипажей из возницы и 2 тяжело бронированных лучников. Сила атаки из лука - 10, а не 7, как обычно, поэтому их можно действенно использовать против бронированных воинов. Также можно использовать их против кавалерии: выводите своих вперёд... Стреляете... Против вас высылают юнит лёгкой конницы... отключаете Skirmish Mode и атакуете. Вы их порвёте. Конные стрелки? Делаете кантабрийский круг или, проще, рассыпной строй: у вас преимущество по броне, так что ваши потери будут в разы меньше. Использование для рукопашных атак возможно, но нежелательно, т.к. сила атаки меньше, чем у просто колесниц, а броня слабее.



Каппадокийская кавалерия. Разновидность катафрактариев. Использовать примерно так же, как и боевые колесницы. Преимущества перед колесницами и просто тяжёлой кавалерией: очень тяжёлая броня, могут строиться клином и побеждать, даже потеряв разгон.



Онагры: осадное орудие. Малоэффективно в поле. Использовать при штурме каменной стены - для уничтожения башен. В поле - для борьбы с тяжёлыми гоплитами (они медленно движутся) и пешими лучниками (неподвижны и стоят плотно). Против остальных - почти не эффективны. Не используйте огненные снаряды, т.к. они крайне неточны.



Сейчас (240-е) я контролирую всю Малую Азию, Антиохию, Родос, Кипр, Грузию и Армению. Крит вот-вот падёт... А там я займусь Египтом вплотную. :uzhos:




@настроение: злорадное

@темы: Rome: Total War

Комментарии
04.05.2007 в 10:43

Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
А Понт же вроде бы non-playable? Как за него кампанию запустить? Я к этой стране неравнодушен со времен прочтения скифско-боспорско-понтийской трилогии В. Полупуднева.
04.05.2007 в 12:05

Нет свободы для врагов свободы!
Да, колесницы неплохи.... Именно в трёх шеренгах.



Но все эти "клинья" - от лукавого, компьютер всё равно туп и его всегда можно с тыла взять, а тут уж клин или не клин - все равно...
04.05.2007 в 19:08

Тролль, лжец, ёбарь-террорист
Как играть за non-playable: цитирую пользователя MIB с форума Камши. Я выполнил инструкцию ниже (применительно к RTW а не MEDIEVAL), и у меня сработало.



Если более-менее сечете, объясню по памяти без пути. Если не получится, буду ставить Рому и смотреть. А то сейчас сижу на Медевале 2, а там путь другой.

1. Открываете папку дата.

2. В ней открываете папку world.

3. Найдите папку campaign. Он может быть вложен в папку с другим именем, или просто валяться в папке world. Возможно папка называется imperial campaign.

4. Вам нужен текстовый документ descr_strat.

5. После его открытия он выглядит так для Медивали 2:



; Custom campaign sсriрt generated by Romans Campaign Map Editor



campaign imperial_campaign

playable

england

france

hre

spain

venice

end

unlockable

sicily

milan

scotland

byzantium

russia

moors

turks

egypt

denmark

portugal

poland

hungary

end

nonplayable

papal_states

aztecs

mongols

timurids

slave

end





start_date 1080 summer

end_date 1530 winter

timescale 2.00



6. Вы берете нонплейбл и анлокэбл (пардон май френч ) и копируете их в плеибл, удаляя из предыдущих двух дирректорий. Они должны встать до end и быть сохранены с таким же отступом слева, как и те, еоторые уже были в плеибле.

7. Можете поиграться с датой начала, временем хода (у меня 0,5 года) и многим другим.

8. Играетесь за любую фракцию. как видете, в Медивале 2 можно играть за Папу.

9. На одной из моих версий вырубался Рим-Сенат и неитралы при запуске. Если это происходит, то ничего не поделаешь. Смиритесь.

10. Понтийская тяжелая кавалерия рулит. )))



Если будут проблемы - обращайтесь.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail