читать дальшеВ том, что Израиль и Грузия похожи: оба государства основаны на идеологии национализма малого народа. Если разобраться, то и еврейская, и грузинская нации подразделяются на много отдельных этнических групп, не имели суверенной государственности большую часть Нового Времени и сильно зависели от наций посильнее. Отсюда - лютый, бешеный национализм, претензии на "земли предков" и ощущение избранности/превосходства, призванное компенсировать реальное зависимое положение. Разница в том, что еврейский националистический проект оказался успешным, а грузинский - нет.
Среди эмигрантов в Израиль было множество людей, вынужденных учиться и работать в условиях дискриминации - а значит, проявлять себя лучше среднего, чтобы получить то же вознаграждение. Их костяк составили выходцы из высокоразвитых стран Европы - а значит, среди них было много квалифицированных рабочих и менеджеров. Более того, Израиль получил по репарациям из Германии множество промышленного оборудования. Так что база для организации современной экономики была хорошая. Отцы-основатели Израился располагали армией из солдат и офицеров антигитлеровской коалиции, разгромившей мощный и прекрасно организованный вермахт. Кроме того, в ее состав вошли члены вооружённых отрядов, годами боровшихся с арабами. По сравнению с вермахтом свежесозданные, плохо организованные, не имевшие традиций успешных войн армии арабских государств - не серьёзный противник. Наконец, расположение в стратегически важном регионе давало возможность как маневрировать между великими державами, так и дорого продать геополитический выбор, что и было сделано. Результатом всего этого стало создание высокоразвитого индустриального государства с мощной армией.
Грузия в СССР занимала привилегированное положение в том смысле, что в ее развитие вкладывались значительные средства, не соответствовавшие ее геополитической значимости и вкладу в экономику Союза. Вдобавок к ней прирезали ряд территорий, заселенных негрузинами. Многие грузины получили образование по порочной системе "национальных квот" или с использованием механизмов коррупции, поэтому говорить об их интеллектуальном и профессиональном превосходстве над окружающими народами не приходится. Зато тщеславие "элиты" ГССР раздувалось сверх всякой меры.
Промышленность Грузии была достаточно слабо развита по сравнению с РСФСР и вдобавок пострадала от экономического коллапса конца 80-х - начала 90-х гг. Кроме того, значительную часть, если не большинство занятых там специалистов составляли русские, вынужденные уехать из-за обострившегося местного национализма. Поэтому новообразованное грузинское государство было обречено на экономическую слабость.
С военным делом обстояло ещё хуже, т.к. после Великой Отечественной Войны грузины, как правило, не испытывали ни малейшего интереса к военной службе: профессиональных офицеров среди них было мало, а солдаты-грузины часто вызывали нарекания командиров. В результате новообразованная грузинская армия была лишена кадрового ядра и в начале 90-х представляла собой скорее скопище банд, чем организованную военную силу. В результате новообразованное грузинское государство потерпело поражение от восставших национальных окраин — и на годы погрузилось в бездну экономического упадка, политической нестабильности и трудовой эмиграции.
Пришедший к власти на волне недовольства упадком Саакашвили попытался модернизировать страну по неолиберальным рецептам. Модернизация включала экономическую либерализацию, чистку чиновного аппарата и обновление вооружённых сил за счёт поставок разной техники из Европы и США, перевода армии на контрактную основу, а также обучения военнослужащих американскими и израильскими инструкторами. Меры оказались во многом неудачными: уровень жизни рядовых грузин остался низким, а трудовая эмиграция продолжилась. Экономика как была слаборазвитой, так и осталась. Вооружённые силы, как выяснилось, оказались не подготовлены к войне против примерно равного противника.
Собственно, проект Саакашвили мог оказаться не таким провальным, если бы у него хватило мудрости заниматься развитием страны, а не внешнеполитическими авантюрами: глядишь, подтянулись бы инвесторы в промышленность, зарплаты населения подросли, а армия отработала вариант "мы сдерживаем русских до подхода натовских друзей". Впрочем, он мог перекупить лояльность той же ЮО за небольшую часть денег, бессмысленно вбуханных в армию и флот. Но амбиции молодого честолюбивого политика накладывались на бешеный национализм и комплекс национальной неполноценности его подданных - с тем результатом, который мы имеем сейчас.
Итогами Пятидневной войны для Грузии являются окончательная потеря Грузией влияния на Абхазию и Южную Осетию, резкое ослабление боеспособности грузинских ВС, потеря авторитета нынешней грузинской администрации, ослабление инвестиционной привлекательности, а также усиление сепаратистских тенденций в Джавахетии и Квемо-Картли, заселенных соответственно армянами и азербайджанцами. Всё это говорит о неудаче грузинского националистического проекта на данный момент.
Возмущение русскоязычных израильтян понятно: Грузия - в сущности многократно ухудшенная копия Израиля. Представьте, что вы наблюдали техничное и циничное избиение вашего непутёвого дальнего родственника - и вам станут понятнее их чувства. Печальная судьба грузинского проекта не может не наводить на грустные размышления о том, что будет с Израилем, если ему придётся воевать всерьёз с равным противником, учитывая неудачу Израиля в ливанском конфликте.
Кроме того, провал грузинской операции по захвату ЮО - это ещё и провал политики силового присоединения территорий, на которые у захватчиков есть "исторические права" (в случае Грузии - принадлежность Грузинской ССР). Учитывая, что именно прошлая принадлежность спорной территории к захватывающему государству или его предшественнику часто служит основанием для попытки ее присоединения, создан прецедент, значимый и вне пределов Кавказа. Особенно неприятно он воспринимается в Израиле: ведь нынешние "оккупированные территории" когда-то были частью Иудейского царства. Если территории, 20 лет назад входившие в состав Грузии, могут стать независимыми просто потому, что их поддержал сильный союзник - что говорить о территориях, принадлежавших отдалённому предшественнику нынешнего Израиля 2000 лет назад?
Именно поэтому израильские эмигранты из Союза так переживали, а то и попросту бесились. Впрочем, им ещё предстоит пересмотреть множество неприятных новостей.
@настроение: сок мозга сочится)
@темы: Эмигрантская контра, Грузия, Израиль, Политика